Почему Европа смогла

Когда встает вопрос о причинах успеха Европы по сравнению с другими государствами, возникает множество теорий и догадок. Действительно, почему Европа обошла всех остальных “на повороте”? Вопрос серьёзный и породил массу исследований. Многие учёные выдвигают разные гипотезы — от географических условий до политической раздробленности. Но, как это часто бывает в истории, разгадка кроется в совокупности факторов. Однако, вторя Гоббсу, я позволю себе выделить один очень существенный фактор в жизни Европы, характерный для неё ещё со времён античности:

Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза философии, особенно физики и геометрии, если наглядно представим себе, как она может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ жизни тех народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен ее благ. Своими величайшими успехами человеческий род обязан технике, т. е. искусству измерять тела и их движения, приводить в движение тяжести, воздвигать строения, плавать по морям, производить орудия для всякого употребления, вычислять движения небесных тел, пути звезд, календарь и чертить карту земного шара. Какую огромную пользу извлекают люди из этих наук, легче понять, чем сказать. Этими благами пользуются не только все европейские народы, но и большинство азиатских и некоторые из африканских народов. Народности Америки, однако, равно как и племена, живущие поблизости от обоих полюсов, совершенно лишены этих благ. В чем причина этого? Разве первые более даровиты, чем последние? Разве не обладают все люди одной и той же духовной природой и одними и теми же духовными способностями? Что же имеют одни и не имеют другие? Только философию! Философия, таким образом, является причиной всех этих благ. Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства (philosophia civilis) можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание.
Томас Гоббс

Традиция мысли в Европе почти неразрывна. И хотя менялись обстоятельства и исследовательские приоритеты, форма мысли и её глубина оставались неизменными. Для сравнения с Европой нередко приводят в пример средневековый Китай, где было много денег, хватало технологий и даже строили корабли, способные выходить в открытый океан. Экономическое благополучие там было на порядки выше европейского. Однако, если обратить внимание на уровень интеллектуальной деятельности, становится заметна огромная пропасть. На стороне Европы — Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам с их логической и формальной структурой рассуждения; на стороне Китая — лишь изречения вроде:

Когда видишь дерево — ищи Принцип дерева

Главное же в том, что в средневековой Европе образование было институционализировано: строились школы и университеты. Да, образование оставалось религиозным, но его основой была философия. Все студенты университетов, чтобы лучше понимать священные тексты, обязаны были пройти курс философии, включавший, например, логику Аристотеля. Вполне понятно и логично, что на этой почве выросли Коперники и Галилеи. Это не какое-то чудо, случившееся за один день — это работа в рамках традиции, продолжавшейся многие столетия. Настоящее чудо было бы, если бы Коперники и Галилеи появились в Китае.